В то время как Mazda позиционировала себя как автомобильного гиганта на протяжении десятилетий, ей приходилось жить в тени таких компаний, как Toyota и Honda. Помимо своих гражданских автомобилей, Mazda также упорно трудилась, чтобы помочь создать и применить некоторые действительно необычные инновации на протяжении многих лет, самым известным из которых является роторный двигатель Ванкеля, который использовался в нескольких величайших хитах таких как RX-7.
Несмотря на всю проделанную брендом работу, из тени всегда было трудно выбраться. Одной из попыток было создание люксового суббренда, во многом похожего на то, что Toyota сделала с Lexus или Nissan с Infiniti. У Mazda были грандиозные цели конкурировать с лучшими в мире, не только с такими, как Lexus, но и с Mercedes-Benz. Сегодня такие имена, как Lexus, являются синонимами роскоши, но если бы Mazda добилась успеха в начале 1990-х, мы бы все ездили на машинах с названием: Amati.
«Проект Пегас»
Создан в 1988 году под кодовым названием «Проект Пегас».
Первая модель, Amati 1000, планировалась к выпуску в 1994 году.
Целевая аудитория: потребители из США с годовым доходом более 75 000 долларов США.
Возглавляет компанию Дик Колливер, руководитель американской компании Mazda.
Амати был закрыт 26 октября 1992 года. На момент закрытия бренд Amati планировал открыть 67 дилерских центров в США и нанять 35–50 сотрудников.
В середине 1980-х годов японская экономика была чрезвычайно процветающей. Этому способствовало несколько ключевых моментов, в основном, Соглашение Плаза 1985 года, которое стремилось уравнять валюты нескольких мировых сверхдержав и в конечном итоге увеличило стоимость японской иены. Луврское соглашение 1987 года еще больше уравняло мировые валюты и еще больше увеличило стоимость японской иены.
Ответом Mazda на избыток наличности стало создание четырех новых суббрендов, ответственных за ориентацию на различные демографические группы как в Японии, так и за рубежом. К 1991 году Mazda создала бренды: Efini, Eunos, Autozam и Amati. Efini и Amati были ориентированными на роскошь марки, в то время как Autozam занимался небольшими автомобилями Kei, а Eunos производил более спортивные автомобили. Хронологически Amati был первым из этих суббрендов, основанным в 1988 году, но он также был единственным из четырех, кто официально не выпустил ни одной модели.
Amati родился из того, что Mazda называла «Проектом Пегас», и изначально считался всего лишь слухом американского подразделения Mazda. Удивительно, но Amati был серьезной идеей Mazda и был официально анонсирован в 1991 году, через три года после того, как он был изначально задуман.
Причиной задержки было желание не позволить более крупным конкурентам обойти, менее богатую ресурсами Mazda, которая была лишь четвертым по величине автопроизводителем в Японии. Учитывая, что превосходящий мир Lexus LS возник из чека на 1 миллиард долларов, Mazda не могла выйти на рынок с некачественным продуктом.
После публичного заявления Amati и Mazda раскрыли планы по созданию трех моделей, ориентированных на седаны BMW 3, 5 и 7 серий:
- Amati 300 — компактная версия Eunos 500
- Amati 500 — среднеразмерный седан на базе Eunos 800, в котором использовались передовые технологии, такие как двигатель Миллера, в котором было два отдельных рабочих такта, и рулевое управление четырьмя колесами.
- Amati 1000 — полноразмерный седан класса люкс, ориентированный на Lexus LS и BMW 7 серии, оснащенный двигателем V12.
Уникальный V12, бросающий вызов лучшим в мире
Amati 1000 был автомобилем, который мог бы стать Lexus LS от Mazda, и какой бы это был автомобиль. Изначально многие считали, что Mazda разрабатывает двигатель W12 для Amati 1000 после того, как автопроизводитель представил 4,0-литровый W12 на Токийском автосалоне 1989 года — заявленная мощность которого составляла 276 л. с., но это оказалось ложью. Позже выяснилось, что W12 был показан, чтобы сбить конкурентов со следа того, что на самом деле разрабатывала Mazda.
Говоря о бренде Amati, бывший руководитель Mazda Боб Холл сказал Jalopnik: «W12 никогда не было, всегда был V», и его планировалось построить, фактически соединив два Mazda V6 «нос к хвосту». «Он использовал вращающиеся узлы серии K в новом блоке», — сказал Холл, объяснив, что сам блок был разработан для размещения двигателей с рабочим объемом до 5,0 литров.
«Они сделали 3,6 [V12] из двух 1,8 [V6]», — сказал Холл. «Блок был спроектирован до 5,0 литров. Северная Америка будет 4,6 [литра] из двух 2,3».
Революционный дизайн с линиями Porsche и закрытыми арками
Двигатель в основе Amati 1000 не должен был быть его единственным уникальным атрибутом. Он также должен был выглядеть непохожим ни на что другое — по крайней мере, таков был план. Питер Биртвисл был тем человеком, которому было поручено разработать новый флагман, и в своей книге « Английский дизайнер за границей » он говорит о том, как должен был выглядеть 1000.
«Я бы присоединился к команде в Хиросиме, чтобы завершить дизайн, однако Mazda посчитала автомобиль слишком продвинутым для консервативного покупателя роскошного автомобиля, и дизайн постепенно разбавили», — объясняет Birtwhistle. «И гладкая передняя часть, и позже закрытые задние колеса ушли из дизайна, который в итоге стал довольно общим дизайнерским заявлением, похожим на Lexus LS 400».
Падение Амати открыло двери для Форда
Вскоре после того, как линейка Amati была анонсирована, японский ценовой пузырь лопнул. Те же соглашения, которые привели к росту японской экономики, подтолкнули ее к неустойчивым максимумам, за которыми последовали замечательные минимумы. Японская экономика погрузилась в то, что известно как потерянное десятилетие Японии, период парализующей экономической стагнации, который длился почти 20 лет. Нестабильная экономика Японии в сочетании с надвигающейся мировой рецессией вынудили Mazda отказаться от планов по бренду Amati, официальное заявление было сделано 26 октября 1992 года.
Если бы продажи автомобилей класса люкс в США в это время оставались на прежнем уровне, Amati, возможно, добился бы успеха.
Правильный ход в то время
Решение закрыть бренд Amati было широко восхвалено как правильное, даже среди конкурентов Mazda. Ричард Лепли, старший вице-президент по продажам и маркетингу в Mitsubishi, назвал это решение «неизбежным деловым решением в сегодняшнем автомобильном климате, и оно окажется хорошим для Mazda и дилеров Mazda», в то время как Дуглас Кеворкян из JD Power & Associates сказал, что этот шаг был «разумным, учитывая ужасную экономику в Японии и США».
Внезапная отмена Amati вызвала немало негативных последствий. 67 американских дилеров подписались на продажу автомобилей под маркой Amati, а завод Mazda в Хофу, расположенный в Японии, уже был переоборудован для начала производства двигателя V12 для Amati 1000. Mazda также вложила 75 миллионов долларов в предстоящую рекламную кампанию бренда Amati. В то время Ford владел 24 процентами акций Mazda и в итоге купил еще 12 процентов в 1995 году, чтобы помочь Mazda получить финансирование, необходимое для выживания бренда.
Дик Колливер, человек, управлявший недолговечным брендом Amati, ушел из Mazda в 1994 году. Весь персонал Amati был уволен на неопределенный срок. После того, как Ford приобрел большую долю в Mazda, начался период изнурительного застоя бренда, и только RX-7 и MX-5 Miata были заметны в это время.
Что случилось с другими суббрендами Mazda?
Amati был не единственным суббрендом Mazda, которому бесцеремонно «потерпел крах». После обвала японского ценового пузыря Mazda оказалась не готова, чтобы справиться со всеми новыми брендами, которые она запустила. У нее не было необходимого капитала, чтобы пережить такой экономический спад.
- Efini, которая задумывалась как отдельная люксовая марка, больше ориентированная на личные роскошные и спортивные автомобили, официально начала производить автомобили в 1991 году. Она предлагала такие модели, как MS-9 — люксовый седан — и переименованную версию Mazda RX-7. Efini просуществовала скромно шесть лет и была закрыта в 1997 году после неудовлетворительных показателей продаж.
- Eunos был веселым братом. Бренд был сосредоточен на шустрых, веселых купе и седанах. Его выпуск начался в 1989 году и был наиболее известен по Eunos Roadster, переименованной версии Mazda MX-5 Miata. Он также продавал роторный Eunos Cosmo, более роскошное спортивное купе, которое, как утверждается, собирались сделать еще более роскошным под брендом Amati. После семи лет существования Eunos был закрыт в 1996 году.
- Autozam был сосредоточен исключительно на создании небольших, доступных автомобилей Kei. Этот бренд был самым долгоживущим из четырех, которые мы обсудили, он существовал с 1989 по 1998 год. Многие модели Autozam были переименованы в Suzuki, например, автомобиль Autozam Carol kei, крошечный спортивный автомобиль Autozam AZ-1 со средним расположением двигателя и мини-MPV со странным названием Autozam Scrum.
Mazda не покончила с роскошью
Всего несколько лет назад Mazda выразила интерес к своего рода переосмыслению бренда, не отталкивая своих нынешних клиентов. Японский автопроизводитель хотел стать более роскошным по доступной цене и начал представлять и выпускать модели, которые придерживались этой новой мантры. Хотя Mazda 6, возможно, и проиграла, за ней последовало множество премиальных внедорожников, в частности CX-50, CX-70 и флагманский CX-90, причем последняя пара опиралась на новую продольную платформу с возможностью установки рядных шестицилиндровых двигателей.
Последуют и другие новые модели, включая электрические внедорожники и седаны, наиболее заметным из которых является концепт-седан EZ-6, который, как ожидается, будет носить название Mazda 6e при запуске. Он нацелен на запас хода на электротяге в 370 миль (WLTP), но запуск в Америке не подтвержден.
Недавно показатели продаж Mazda начали расти, а в 2023 году общий объем продаж автомобилей увеличился на 12 процентов, что стало самым большим ростом продаж бренда за последнее время. Хотя мы, возможно, никогда не увидим конкурентом Mazda — Lexus и Mercedes-Benz, мы не можем не задаться вопросом, что люксовый седан Mazda с двигателем V12 мог бы сделать для автомобильной промышленности.